Министерство строительства и архитектуры Республики Крым

Бесплатная юридическая помощь

Информация для граждан по оказанию бесплатной юридической помощи в Республике Крым

Законом Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 59-ЗРК «О бесплатной юридической помощи в Республике Крым» регулируются отношения, связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на получение бесплатной юридической помощи в Республике Крым, а также в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 36-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» регулируются отношения, связанные с реализацией органами государственной власти Республики Крым полномочий в установленной сфере деятельности.

Под бесплатной юридической помощью, согласно части 2 статьи 1 Закона Республики Крым «О бесплатной юридической помощи в Республике Крым» понимаются предоставляемые на бесплатной основе консультации по юридическим (правовым) вопросам (за исключением вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью), составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представление интересов граждан в судах, органах государственной власти Республики Крым, органах местного самоуправления и иных организациях, а именно - правовое консультирование граждан в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; составление гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представления их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами Республики Крым.

Выдержки из Закона Республики Крым от 01 сентября 2014 года № 59-ЗРК «О бесплатной юридической помощи в Республике Крым» во исполнение статьи 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»:

Статья 8. Оказание бесплатной юридической помощи на территории Республики Крым
В соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и настоящим Законом гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках системы государственной юридической помощи оказывают:
1) исполнительные органы государственной власти Республики Крым и подведомственные им государственные учреждения;
2) адвокаты, нотариусы;
3) государственные юридические бюро;
4) иные участники, оказывающие бесплатную юридическую помощь, наделенные такими полномочиями Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Статья 9. Оказание бесплатной юридической помощи исполнительными органами государственной власти Республики Крым и подведомственными им государственными учреждениями Республики Крым
Исполнительные органы государственной власти Республики Крым и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь:
1) в виде правового консультирования граждан в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
2) в виде составления гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представления их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами Республики Крым.

Статья 12. Категории граждан, обладающих правом на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи:
1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, лица, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, Герои Украины, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
11) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
12) иные категории граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Статья 13. Документы, предоставляемые для получения бесплатной юридической помощи
1. Для получения бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном настоящим Законом, граждане (их законные представители или представители) представляют следующие документы:
1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи по форме, утверждаемой Советом министров Республики Крым (для всех категорий граждан, указанных в части 1 статьи 12 настоящего Закона);
2) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации (для всех категорий граждан, указанных в части 1 статьи 12 настоящего Закона);
3) справку о признании гражданина малоимущим (для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 1 статьи 12 настоящего Закона). Справка о признании гражданина малоимущим для получения бесплатной юридической помощи выдается органом социальной защиты населения по месту жительства (далее – орган социальной защиты населения) в течение 10 дней со дня подачи соответствующего обращения на основании сведений о составе и доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за последние шесть месяцев;
4) справку федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, удостоверение лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы (для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Закона);
5) удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, Героя Российской Федерации, Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации, Героя Украины (для категорий граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 12 настоящего Закона);
6) документы, подтверждающие статус детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для категорий граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 12 настоящего Закона), документы, подтверждающие полномочия представителей (для законных представителей и представителей детей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 4 части 1 статьи 12 настоящего Закона);
7) документ, подтверждающий, что гражданин, обращающийся за оказанием бесплатной юридической помощи, является усыновителем (для категорий граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 12 настоящего Закона); копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего, справку учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающую факт нахождения несовершеннолетнего в соответствующем учреждении, при их наличии (для категорий граждан, указанных в пункте 8 части 1 статьи 12 настоящего Закона), документы, подтверждающие полномочия представителей (для законных представителей и представителей несовершеннолетних, указанных в пункте 8 части 1 статьи 12 настоящего Закона);
8) решение суда о признании гражданина недееспособным (для категорий граждан, указанных в пункте 10 части 1 статьи 12 настоящего Закона), документы, подтверждающие полномочия представителей (для законных представителей и представителей лиц, признанных судом недееспособными, указанных в пункте 10 части 1 статьи 12 настоящего Закона);
9) направление органа социальной защиты населения для получения бесплатной юридической помощи либо иные документы, предусмотренные статьей 15 настоящего Закона (для категорий граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 12 настоящего Закона);
10) документы, подтверждающие принадлежность к другим категориям граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом (для категорий граждан, указанных в пункте 12 части 1 статьи 12 настоящего Закона).
Для получения бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном настоящим Законом, граждане, их представители (законные представители) дают согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
2. Заявления об оказании бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или отбывающим наказание в виде лишения свободы, могут быть направлены руководителями учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или службы исполнения наказаний, органами опеки и попечительства, а также комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3. Гражданину, имеющему право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", бесплатная юридическая помощь может быть оказана в том числе на основании запроса об оказании такой помощи, направленного стационарным учреждением социального обслуживания, в котором проживает гражданин, при условии, что самим гражданином, его представителем (законным представителем) представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Указанный гражданин также вправе обратиться за получением бесплатной юридической помощи самостоятельно либо через представителя (законного представителя). В этом случае, помимо документов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, он представляет документы, подтверждающие его право на стационарное социальное обслуживание (например, копию решения органа социальной защиты населения о социальном обслуживании или договора о социальном обслуживании), и, в случае обращения представителя (законного представителя), документы, подтверждающие полномочия представителя (законного представителя).
4. Гражданам, имеющим право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", бесплатная юридическая помощь может быть оказана в том числе на основании запроса об оказании такой помощи, направленного администрацией учреждения, оказывающего гражданину психиатрическую помощь, при условии, что самим гражданином, его представителем (законным представителем) представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Указанный гражданин также вправе обратиться за получением бесплатной юридической помощи самостоятельно либо через представителя (законного представителя). В этом случае, помимо документов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, он должен представить документы, подтверждающие оказание ему психиатрической помощи (например, справку из соответствующего медицинского учреждения либо от частнопрактикующего врача-психиатра), и, в случае обращения представителя (законного представителя), документы, подтверждающие полномочия представителя (законного представителя).

Статья 15. Порядок оказания бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
1. Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, бесплатная юридическая помощь оказывается по направлению органов социальной защиты населения, за исключением экстренных случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Порядок выдачи направлений устанавливается Советом министров Республики Крым. В направлении указывается описание трудной жизненной ситуации, в связи с которой требуется оказание гражданину бесплатной юридической помощи.
2. Для получения направления гражданин, находящейся в трудной жизненной ситуации (его законный представитель или представитель), обращается в орган социальной защиты населения с заявлением.
3. Орган социальной защиты населения не позднее трех рабочих дней с момента обращения гражданина выдает направление для получения бесплатной юридической помощи в связи с трудной жизненной ситуацией либо принимает мотивированное решение об отказе в выдаче такого направления.
4. Отказ органа социальной защиты населения в выдаче направления для получения бесплатной юридической помощи в связи с трудной жизненной ситуацией может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Под экстренными случаями понимаются случаи, когда оказавшийся в трудной жизненной ситуации гражданин (его законный представитель или представитель) нуждается в получении бесплатной юридической помощи, но не может представить документы, требуемые для подтверждения у него права на получение такой помощи, и при этом неоказание бесплатной юридической помощи может привести к одному из следующих последствий:
1) причинение гражданину значительных убытков;
2) пропуск срока исковой давности, процессуальных сроков или иных сроков, несоблюдение которых является правовым основанием для отказа в реализации или защите прав гражданина;
3) утрата информации, документов или доказательств, необходимых для реализации или защиты прав гражданина;
4) иные обстоятельства, нарушающие нормальную жизнедеятельность гражданина, обстоятельства, возникшие в результате происшествий и обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью гражданина, и требующие немедленного оказания юридической помощи;
6. В экстренных случаях оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, производится без направления органов социальной защиты населения.
7. Для получения бесплатной юридической помощи в экстренном случае гражданин (его законный представитель или представитель) представляет:
1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае;
2) согласие на обработку своих персональных данных.
Гражданин также вправе представить документы, подтверждающие факт, что неоказание бесплатной юридической помощи может повлечь наступление последствий, указанных в части 5 настоящей статьи, и причины непредставления документов, указанных в статье 13 настоящего Закона.
8. Для установления факта экстренного случая необходимо в заявлении гражданина (его законного представителя или представителя) об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае описать обстоятельства, по которым случай является экстренным и гражданин (его законный представитель или представитель) не может воспользоваться платной юридической помощью.
9. Для целей применения части 5 настоящей статьи под значительными убытками понимаются убытки, составляющие не менее половины подтвержденного среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина либо, если доход гражданина документально не подтвержден, не менее половины величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для соответствующей социально-демографической группы населения.
10. Решение об оказании бесплатной юридической помощи в экстренных случаях принимается в день поступления от гражданина заявления об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае.
11. Решение об отказе в оказании бесплатной юридической помощи в экстренных случаях принимается, если:
1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае не содержит информации, указанной в части 8 настоящей статьи;
2) отсутствуют правовые основания для вывода о том, что обстоятельства, описанные в заявлении об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае, приведут к наступлению последствий, указанных в части 5 настоящей статьи.
12. Оказание бесплатной юридической помощи по основаниям, указанным в пункте 11 части 1 статьи 12, прекращается, если преодолена трудная жизненная ситуация, описанная в направлении органа социальной защиты населения или в заявлении об оказании бесплатной юридической помощи в экстренном случае.

Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ). Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечёт прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 9 ГК РФ). Гражданское законодательство Российской Федерации (ст.1 ГК РФ) основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и свобод, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав.п.2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст.15 ГК РФ).

Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Исчерпывающий перечень полномочий Министерства строительства и архитектуры Республики Крым изложен в Положении о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 156.

Правила оказания государственных услуг

Правила оказания государственных и муниципальных услуг установлены Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В соответствии с наделенными полномочиями Министерство строительства и архитектуры Республики Крым не оказывает государственные услуги.

Основания, условия и порядок обжалования решений и действий исполнительных органов государственной власти Республики Крым, подведомственных им учреждений и их должностных лиц

В соответствии со ст.18 Конституции РФ - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Пункт 2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Такая ответственность наступает в случаях причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления акта.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентирован главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Срок обращения с заявлением в суд.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего.
Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Решение суда и его реализация .
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Для обеспечения своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав заявителя решение об удовлетворении его требований в соответствии со статьей 212 ГПК РФ может быть обращено к немедленному исполнению.
Досудебное обжалование.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210 (в ред. от 02.07.2013 в главе 2.1 определил «Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего».
В данной главе определены:
- предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего;
- общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы.
Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в статье 1 определил сферы применения настоящего Федерального закона:
1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами.
3.Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Необходимо отметить, что отдельными актами закреплен обязательный досудебный порядок урегулирование споров.
Так, например, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ приняты поправки к Налоговому Кодексу РФ. Ими с 1 января 2014 года вводится обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий

Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратится в юридическое бюро или к адвокату, занимающемуся оказанием бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи.
Типичные ошибки при совершении действий:
1) отсутствие заявления гражданина об оказании юридической помощи, ненадлежащее заполнение заявления или непредставление документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. В таких случаях юридическая помощь оказана не будет;
2) гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщать необходимые сведения по делу либо представлять документы, имеющие отношение к делу. В таком случае юристу или адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, будет затруднительно в полной мере оценить ситуацию и выбрать правильный путь для восстановления нарушенных прав;
3) гражданин обращается повторно с вопросом, по которому ему была оказана бесплатная юридическая помощь по существу ранее, и при этом отсутствуют новые обстоятельства, государственное юридическое бюро вправе принять решение о безосновательности очередного заявления.
Типичными юридическими ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются:
- отсутствие в обращении гражданина фамилии или почтового адреса, по которому должен быть отправлен ответ;
- повторное письменное обращение гражданина по вопросу, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
- вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности органа исполнительной власти.
Таким образом, имеются следующие типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа:
- в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
- в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В этом случае орган власти вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом;
- текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
- в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в органы власти либо одним и тем же должностным лицам органа власти. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение;
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Порядок предъявления и приема заявлений и жалоб в суде.
Истец - лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.
Ответчик - лицо, к которому предъявлено исковое требование, т.е. лицо, которое, по мнению истца, нарушает или оспаривает его права и охраняемые законом интересы. Естественно, что каждая из сторон имеет противоположные интересы в судебном процессе: истец настаивает на удовлетворении своих требований, а ответчик возражает против них.
Истец и ответчик - "заинтересованные лица" (это юридический термин), поскольку лично заинтересованы в разрешении спора. Они выступают в процессе от своего имени, несут судебные расходы по делу, на них распространяется правовая сила решения суда.
Помимо истца и ответчика, в процессе могут принимать участие лица, имеющие самостоятельные требования на предмет спора, а равно в случае, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Такие участники процесса именуются третьими лицами.
В качестве сторон и третьих лиц в гражданском процессе могут выступать как физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица, т.е. организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в суде в качестве истца и ответчика.
Для участия в процессе граждане и организации должны обладать гражданской процессуальной правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские процессуальные права и обязанности. Гражданская процессуальная правоспособность признается законом в равной мере за всеми физическими лицами, а также за организациями, пользующимися правами юридического лица, и возникает у физических лиц с момента рождения, а у юридических - с момента их создания.
Кроме правоспособности необходимо обладать гражданской процессуальной дееспособностью - способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.
Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, а также физические лица, признанные недееспособными, если иное не предусмотрено Гражданско-процессуальным кодексом, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах граждан, признанных недееспособными.
Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации).
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также физические лица, признанные ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, участвуют в процессе вместе со своими законными представителями - родителями, усыновителями, попечителями.
Для защиты своих прав и интересов стороны в гражданском процессе наделены значительными процессуальными правами. Они могут знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы судьям, прокурору, эксперту, переводчику, секретарю судебного заседания, представителям общественности, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, давать устные и письменные объяснения суду, заявлять ходатайства и представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, а также возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, обжаловать решения и определения суда и т.д.
Суд по своей инициативе гражданских дел не возбуждает. Возбуждаются гражданские дела либо по заявлению самого лица, обращающегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса; либо по заявлению прокурора; либо по заявлению органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций и т.д.
По делам искового производства подаются исковые заявления, а по делам, вытекающим из публичных отношений и по делам особого производства - жалобы и заявления.
Судья может рассматривать дела либо единолично, либо коллегиально. Мировые судьи рассматривают дела только единолично.
Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, поименованные в статье 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Закон предусматривает, какая информация должна содержаться в исковом заявлении и предписывает обязательную его форму.
Статья 131 ГПК РФ посвящена форме и содержанию искового заявления.
Указание адресов сторон и других участвующих в деле лиц имеет существенное значение для определения подсудности дела (об этом см. ниже), а также для направления повесток и извещений. В случаях, когда закон предусматривает возможность объявления розыска ответчика (статье 119, 120 ГПК РФ), истец не обязан давать точный адрес ответчика, а может ограничиться указанием на последнее известное его место жительства.
Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Если судья отказывает в принятии заявления либо возвращает или оставляет заявление без движения, то это решение оформляется в виде определения, копия которого выдается обратившемуся.
После того как заявление попало к судье (оно может быть вручено лично, а может быть направлено по почте - это допускается законом), судья в соответствии со статьями 133, 134 ГПК РФ решает вопрос о его принятии или об отказе в принятии.
Статья 134 ГПК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований к отказу в приеме заявления, т.е. судья не вправе отказать по каким-либо другим основаниям.
Граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей. Право вести дело в судебных органах через представителя принадлежит лицам, участвующим в деле: сторонам, третьим лицам как с самостоятельными исковыми требованиями, так и без них.
Судебное представительство возможно по любым гражданским делам и во всех стадиях гражданского процесса: в суде первой инстанции, при пересмотре судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам, в исполнительном производстве.
Ведение дела с помощью представителя не лишает сторону права лично участвовать в процессе совместно со своим представителем.
Представительство бывает двух видов - в силу закона и по доверенности.
Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом (часть 1 статьи 52 ГПК РФ).
Для законных представителей не требуется специального документа типа доверенности, достаточно лишь документа, удостоверяющего их статус, например свидетельства о рождении ребенка.
Закон предоставляет законным представителям право поручить ведение в суде дела другому лицу, избранному ими в качестве представителя, о чем прямо указано в части 3 статьи 52 ГПК РФ.
Второй вид представительства - по доверенности. В этом случае полномочия поверенного (т.е. того, кого уполномочили) оформляются специальным документом - доверенностью, заверенной нотариусом или соответствующим должностным лицом.
Полномочия представителя (поверенного) могут быть выражены и в устном заявлении доверителя (т.е. того, кто уполномочивает) на суде, занесенном в протокол судебного заседания.
Полномочия адвоката на ведение дела в суде удостоверяется ордером, выдаваемым юридическим образованием, например директором адвокатского бюро (старшим партнером).
Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены как в нотариальном порядке, так и предприятиями, учреждениями или организациями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарного лечебного учреждения, воинской частью, если доверенность выдается военнослужащим. Доверенность, выдаваемая гражданином, находящимся в заключении, удостоверяется администрацией соответствующего места заключения. Доверенность от имени юридического лица выдается его руководителем.

 

Последнее обновление: 14 января 2015, 0:06